18.04.2017
Не опоздайте к логопеду!
В этой статье Вы найдете информацию о нарушениях речи ребенка, которые требуют обращения к логопеду.
Очень распространенная группа детей - дети с задержкой речевого развития ("молчуны"). Родители таких детей порой ждут, когда же их чадо "выговорится", и вовремя не обращаются к специалисту. Внимание! Если Ваш малыш запаздывает в речевом развитии, не ждите, обратитесь к логопеду. Задержка развития речи негативно сказывается на общем развитии ребенка.
Еще одна категория детей - дети, по словам родителей, не выговаривающие «буковки», «с кашей во рту». В норме ребенок должен выговаривать все звуки к 4-5 годам, однако логопед обнаружит проблемы с произношением и в более раннем возрасте. Помните, что логопедическая работа небыстрая и может занимать не один год.
Если Ваш ребенок заикается, то чем раньше начнется коррекция, тем больше шансов на успешное преодоление заикания. Родителям, заметившим, что ребенок начал повторять один и тот же звук или слог, чаще в начале слова, желательно как можно быстрее обратиться к логопеду и неврологу!
Дети с комплексными нарушениями - это когда нарушения речи сопровождаются задержкой психического развития или поведенческими проблемами самого разного спектра.
Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом, также нужно обратиться к логопеду: возможно, у ребенка дисграфия или дислексия.
Ниже приведены признаки, по которым родители могут заподозрить наличие проблем в речевом развитии ребенка с самого раннего возраста.
- Для грудных детей - это слабость крика, нарушение сосания и глотания (ребенок захлебывается, молоко вытекает из носа или уголков рта).
- Личико у "проблемных" деток часто бывает асимметричным - один уголок рта ниже другого, часто открыт рот, обвисшие щечки.
- В 2-4 месяца основной признак задержки речевого развития — отсутствие гуления, в 7-9 месяцев - плохо выраженный лепет или его отсутствие.
- К году становятся заметны нарушения в процессе приема пищи: ребенок не может есть с ложки, кусает ее, поперхивается пищей, срыгивает. Он не жует, а складывает еду за щеку; пускает слюну.
- К двум годам должна насторожить лепетная речь. Ребенок может заменять слова жестами, возгласами.
- Еще один признак отклонения от нормы - когда вместо осмысленного общения с окружающими ребенок неосознанно повторяет, "отзеркаливает" слова и жесты взрослых; наблюдается слабость или отсутствие реакции ребенка на обращенную к нему речь.
- Ребенка, не реагирующего на свое имя, на обращенную к нему речь, не прислушивающегося к речи взрослых и не пытающегося повторять за ними, обязательно обследует логопед для обнаружения истинной причины нарушений речевого развития ребенка и правильной организации работы по их преодолению.
- Родителей должны насторожить пропуски, перестановки, замены звуков и слогов в слове, неспособность ребенка выполнить простые движения губами или языком.
- Следует обязательно проконсультироваться с логопедом, если малыш наблюдается у невропатолога с любыми заболеваниями.
- К группе риска относятся также дети родителей с нарушениями речи и дети из двуязычных семей.
Наиболее часто задаваемые вопросы:
В каком возрасте нужно обращаться к логопеду?
Наиболее частое заблуждение, с которым приходится сталкиваться логопеду — это уговоры окружающих не спешить с визитом к логопеду и ждать пяти лет- мол, ребенок сам "выговорится".
На самом деле, даже если родители не видят каких-либо проблем в развитии речи ребенка, нужно обязательно посетить логопеда в возрасте 3, 5 и 6 лет и при оформлении в ясли, детский сад и школу, т.к. часто родители не догадываются о наличии у ребенка логопедических проблем.
Если у ребенка любого возраста возникли проблемы с речью, то обратиться к логопеду нужно как можно быстрее. В раннем возрасте работа проводится родителями под руководством логопеда. Ну а детки 3-4 лет уже прекрасно работают с логопедом. Никогда не рано обратиться к логопеду; главное - чтобы не было поздно!
Что будет, если нарушения речи не исправлять?
Некоторые родители ждут, пока их чадо "выговорится". Однако, чем позже обращаются родители к логопеду, тем более сложными и комплексными нарушениями речи к этому времени страдают их дети. Из-за позднего начала коррекции нарастает цепочка вторичных нарушений, которые не возникли бы, при правильном подходе.
Так, например, из-за того, что ребенок нечетко говорит, у него не формируется фонематический (речевой) слух, страдает звуко-слоговый анализ (ребенок путает последовательность звуков и слогов в слове) и слухоречевая память (не может запомнить и воспроизвести услышанное, не в состоянии выучить стихотворение). Речь такого ребенка аграмматична, а при поступлении в школу для него возрастает риск нарушений чтения и письма.
Могут ли родители самостоятельно по книгам скорректировать речь ребенка, не обращаясь к логопеду?
Каждый ребенок, как и его речевой дефект, индивидуален, а книга написана в расчете на "абстрактного малыша". Обследовав ребенка, логопед выявит специфику нарушений речи ребенка и в зависимости от этого организует процесс коррекции, который необходим конкретно этому малышу.
Как часто должны проводиться логопедические занятия с ребенком?
Ответ на этот вопрос зависит от тяжести нарушения речи, возраста ребенка, места и условий проведения логопедических занятий. В зависимости от этих условий занятия проводят от одного до 5-6 раз в неделю. Наилучший результат дают 2-3 встречи с логопедом еженедельно при обязательном выполнении ежедневных домашних заданий.
Сколько времени продолжается логопедическая коррекция?
На этот вопрос невозможно ответить заранее. Логопедическая работа кропотливая и требует немалых усилий со стороны логопеда, родителей и самого ребенка. Не стоит ждать немедленного результата, хотя первые подвижки Вы, скорее всего, заметите достаточно быстро.
Специалисты логопедической службы амбулаторно-поликлинического отделения №4 – «Центра Детского Здоровья» готовы обследовать Вашего ребенка, ответить на возникшие вопросы и, при необходимости, провести коррекционно-логопедическую работу на профессиональном уровне.
Запись на прием:
по единому телефону call-центра 8 (863) 222-23-33 или в регистратуре КДЦ «Здоровье» – «Центре Детского Здоровья» по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, д. 61/23